Оценка бизнеса подразумевает определение совокупной рыночной стоимости компании либо её отдельно взятых долей. Существует ошибочное убеждение, что оценка бизнеса – это затратная процедура, которая используется только в исключительной ситуации. В действительности, своевременная оценка компании дает возможность грамотно организовать бизнес-процессы и предупредить внутренний кризис.
Цели оценки бизнеса
Условно можно говорить, что существует два основных итоговых целеполагания для оценки бизнеса – либо для того, чтобы его ликвидировать, либо, наоборот – развить дальше.
Самая распространенная причина, когда бизнес оценивают для его прекращения, – это продажа. В этом случае в независимой оценке заинтересованы обе стороны – и продавец, и покупатель, что совершенно объяснимо.
Есть и еще один, гораздо более редкий случай оценки бизнеса для его ликвидации. Это касается тех ситуаций, когда кто-то из партнеров выходит из бизнеса. При этом остающиеся в бизнесе партнеры считают нужным выплатить долю не в том виде, в каком это определено законодательством, а исходя из реальной стоимости предприятия (которая зачастую бывает выше формальной). Вот зачем нужна оценка бизнеса при его ликвидации.
Преимущества привлечения стороннего специалиста
В первую очередь, это прозрачность выполнения оценки. Независимый аудитор в принципе выступает не заинтересованным лицом, то есть, может объективно определить стоимость предприятия и эффективность его работы.
Кроме того, сотрудники компаний, что предоставляют услуги оценивания, имеют опыт и отработанную стратегию выполнения задачи. Это позволяет грамотно проанализировать рынок конкурентов, активы, жизнеспособность бизнеса. На основании результатов можно определить более выгодную тактику развития, пути ухода от банкротства.